ДНПМСиТ г.Москвы

Доклады форума

"Традиционные духовно-нравственные ценности как фактор раскрытия человеческого потенциала"

Оле Нидал
Оле Нидал
Лама буддийской традиции Карма Кагью

(Перевод с английского языка) Прежде всего, я хотел бы всех вас поблагодарить за то, что вы нас пригласили. Мы не очень велики, но среди нас есть много людей, которые чувствуют, что они не только стареют с каждым днем, но и становятся мудрее. Я хотел бы поделиться с вами подходом прямо сейчас. Я бы хотел, чтобы мы с вами на мгновенье представили себе, что мы находимся в открытом пространстве, нам нравится открытое пространство, и мы хотим действительно понять, то, на что смотрим нашими глазами и слышим нашими ушами прямо сейчас, в это мгновенье. Я немножко охрип, потому что мы очень много путешествуем, и были заняты в последние дни. Но согласно словам одного из наших старейших буддийских учителей Кала Ринпоче, с которым нам с моей женой повезло некоторое время прожить рядом. И мы учились у Гелва Кармапы 16-го Ламы Тибета, который сознательно перерождается. Очень важно представлять себе, отождествлять себя с тем, чем мы на самом деле являемся, с тем, что смотрит нашими глазами и слышит нашими ушами прямо сейчас. И что мы можем об этом сказать. То, что он говорил, было очень трогательным и очень близким. Он сказал: «Людям можно давать деньги или еду – и таким образом ты поможешь им на некоторое время. Мы можем дать им образование – и поможем им на всю жизнь. Поможем им обрести хорошую работу, возможность получать больше денег и лучше жить. Но все это прекращается с могилой. Но если мы даем людям шанс пережить то, что смотрит нашими глазами и слышит нашими ушами прямо сейчас, то, что сознает через глаза всех, сидящих здесь в это мгновенье, если мы можем понять, что это нерожденный, неразрушимый ясный свет, которым мы на самом деле являемся».

И если мы начнем отождествляться с тем зеркалом, которое находится за картинками, с тем океаном, который находится под волнами. Если мы это сделаем прямо сейчас, у нас появится чувство того, что мы можем дать людям во все времена и на местах, так, чтобы они были способными открыться и были способными сделать добро.

Я бы хотел, чтобы мы все сейчас приняли участие в медитации, которую мы практикуем. Я ясно выразил свою мысль только что? Если мы сможем помочь людям понять, что смотрит нашими глазами и слышит нашими ушами, понять, что это и есть неразрушимый ясный свет, то это будет самым большим подарком, который мы можем им дать. Христиане назвали бы это вечной жизнью, другие назвали бы это иначе. Но я хотел бы, чтобы на этой очень важной встрече вы с этим познакомились. И я очень рад, что мы получили это приглашение, потому что я хотел озвучить вот это первым. Среди свободных религий, я думаю, нет ни одной, которая не говорит нам это. Буддизм говорит нам, что наш ум - это неразрушимый ясный свет, вневременный. Именно это сводит нас прямо сейчас за таким столом.

Я бы хотел еще немножко рассказать, чем мы занимаемся. Но прежде всего, я хотел описать вот эту нашу основную идею. Идею, которая стоит за всем, что мы делаем. Буддизм видит нравственное и духовное развитие, как основу для человечества. Если мы боимся того времени, когда мы покинем свои тела (мысли о смерти связаны с болью), на самом деле, до того, как это произойдет, у нас есть возможность развивать свой ум, работать над собой и развивать в себе то, что принесет другим настоящее благо. Буддизм дает людям понимание, что их ум это неразрушимый ясный свет. Это то, о чем я уже сказал. Знание об этом и опыт этого, поможет людям и в этой жизни, на протяжении смерти и в следующих жизнях. Вплоть до того момента, когда они достигнут полного совершенства, полного просветления. Будда давал свое учение различным людям, различных социальных слоев и национальностей. И мы сейчас видим буддизм по всему миру, мы видим множество разных обществ, которые защищают людей различными способами. Главная концепция связана с причинно-следственной зависимостью. Этого невозможно избежать, это результат того, что мы делаем, говорим и думаем в каждое мгновенье, поэтому мы являемся хозяевами своей собственной жизни. Мы сегодня решаем, что мы будем переживать завтра.

Поучение о сочувствии и мудрости. Здесь есть три различных уровня поучений. Будда обучал три типа людей, 2600 лет назад. Тогда жили люди такого же типа, что мы встречаем сегодня. Тех людей, которым было сложно жить, он обучал причине и следствию. Люди, которые обладали богатой внутренней жизнью, получали поучение о сочувствии и мудрости. Были еще такие ученики, которые понимали, что совершенство мы можем увидеть снаружи только потому, что оно уже есть у нас внутри, получали третий уровень учений, практикуя который отождествляешься с состоянием Будды, стараешься вести себя, как Будда. Сочувствие и мудрость относятся к уровню великого пути. Самая главная мотивация людей на этом уровне в том, чтобы заботится о них, потому что их больше, а мы всего одни. Поучение о том, чтобы вести себя как Будда до тех пор, пока не станешь Буддой, этот тот уровень, на котором Будда не является чем-то внешним, но созреванием качеств нашего собственного ума. У каждого есть природа Будды. Если проделать работу, чтобы это проявить, она становиться нашей жизнью.

Человеческий потенциал, это самое лучшее из изначально присущих человеку качеств ума, на этом уровне можно быть полностью открытым для блага других. Активное сочувствие это работа для развития всех существ. Это понимание того, что мы неотделимы от всех остальных. Бесстрашие – это понимание того, что ум подобен пространству, которое неразрушимо по своей сути. Это мой первый прыжок с парашютом. Сейчас он не отображается на экране. Мы стараемся видеть богатство и потенциал внутри и снаружи. Это уровень нашей повседневной жизни. Буддийское прибежище – это средство для открытия человеческого потенциала. Это означает, что сначала мы знакомимся с подлинными ценностям.

С точки зрения буддизма то, чему мы можем по-настоящему доверять это именно открытое пространство. Пространство богато различными качествами и развивает сочувствие внутри. Сочувствие или сострадание. Потому что, если мы думаем только о себе – этого слишком мало. Но если мы думаем обо всех – это значит, что мы развиваемся на благо других. Здесь мы принимаем прибежище в Будде, в этом неком окончательном состоянии ума, в учении Будды, в Дхарме, в том пути, который нас к этому состоянию ведет. А так же в друзьях и помощниках на пути, и в учителе, если у нас таковой есть.Буддизм дает возможность обретать всевозможные способы открытости.

В России порядка 90 буддийских центров традиции Карма Кагью Алмазного пути. Они небольшие, но представляют вот эти эффективные методы, которые на протяжении последних 2500 лет передаются в различных буддийских традициях. Здесь есть глава о поездках, которые осуществляет эта организация по всей России, от Москвы до Владивостока, вместе с большим количеством друзей из-за границы. Им всем очень нравится Россия и таким образом возникает очень много хороших, полезных международных связей. Почти все мы купаемся зимой в Байкале при температуре минус 20. Это дает очень близкое чувство: 200 человек одновременно прыгают в Байкал. Даже хрупкие женщины это делают (но потом мы даем им теплую одежду). Способы Ваджраяны указывают непосредственно на природу ума. У нас есть очень хорошие близкие связи с бурятами, тувинцами, калмыками. Мы очень хорошие друзья с Хамбо Ламой. Этот аспект в нашей работе тоже присутствует. Мы всегда интересовались феноменом Хамбо Ламы Итигэлова, мы навещали его нетленное тело, нас Хамбо Лама всегда приглашает. Я уверен, что в том, что он применил очень глубокие методы.

В России мы находимся с 14 века. Буддисты стремятся не уходить от общества, но оставаться в нем. Быть активными и полезными для него. Я говорю такие философские вещи, потому что я почувствовал важность этого момента. Я думаю, что мы все вместе здесь занимаемся очень важными вещами. Я благодарю вас за то, что вы выслушали меня и, пожалуйста, если у вас есть вопросы относительно этой области, вы можете к нам обращаться. Здесь есть Александр Кайбогаров, президент нашей российской ассоциации Карма Кагью и есть друзья, которые очень хорошо подготовлены, они могут ответить на многие вопросы. Большое спасибо всем. Вначале я немножко расчувствовался, но дело в том, что этому посвящена вся моя жизнь, в этом все дело.