ДНПМСиТ г.Москвы

Доклады форума

"Сотрудничество государственных институтов и религиозных общин в социальной сфере"

Эдуард Хачукаев
Эдуард Хачукаев
Заместитель директора некоммерческого фонда «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования»

Оргкомитет этого Форума определил тему моего сообщения или выступления как «Сотрудничество государственных институтов и религиозных общин в социальной сфере». Я, слушая предыдущих выступающих, был очарован стилем изложения, они все очень красиво, ярко, образно мыслят и выражают образно. Я по своей профессии системный аналитик, у меня системное мышление, мыслю концептуально, и поэтому, может быть, моё сообщение будет вам несколько трудно для понятия, но оставлю время тогда для вопросов. Обычно все мне задают вопросы, и мне приходится много отвечать. Итак, казалось бы, о каком сотрудничестве можно говорить, если согласно основному закону Российской Федерации, церковь отделена от государства. Предыдущие выступающие заронили во мне некоторые сомнения в этом плане. Но здесь нет никакого противоречия. На самом деле да, действительно, религиозная сфера в российском социуме не оказывает прямого влияния на политическую деятельность нашей страны, однако это вовсе не значит, что нет движения в обратном направлении, то есть, что государство у нас отделено от церкви. Оно не отделено от церкви.

Политическое руководство России уделяет религиозным общинам страны постоянное и самое пристальное внимание, ведь именно из этой среды могут приходить вызовы и угрозы российской государственности. И, наоборот, именно отечественная религиозная сфера может своей активной деятельностью служить во благо россиян. В чём же состоит конкретно влияние и сотрудничество государственных институтов и религиозных общин в нашей стране? Попробую изложить это на примере исламского российского сообщества. Вообще наш мир устроен таким образом, что главным движущим фактором всегда является интерес всех людей, всех групп, государств. И вообще конфликт интересов всегда лежит в основе научно-технического и социального прогресса. Без конфликта интересов нет движения вперёд.

Сегодня на пленарном заседании говорили, что не нужны конфликты, нужен мир. Если конфликта не будет, вы знаете, не будет развития. Но мир нужен, для того чтобы мы научились мирно разрешать конфликты интересов. Есть ли интересы у России? Да есть. В чём они состоят, национальные интересы? Вот они звучат так: безопасное и гармоничнее развитие личности и государства. Вот ёмкая, чёткая формула национальных интересов России. Кстати, эта формула достаточно, с высоким процентом сходимости совпадает с главной парадигмой ислама, с основными принципами в исламе, поскольку цель мусульман в этом мире – это преобразовать мир к прекрасному. Это главная и основная задача всех мусульман - преобразовать мир к прекрасному. Эта же формула применима к каждому из нас, каждому гражданину, каждой фирме, компании, ко всему. Нам нужно развиваться, поскольку природа или Всевышний нам дал жизнь, но нам нужно и безопасное развитие, и нам нужно гармоничное развитие. Всё остальное входит вот в эту формулу. Все другие аргументы участвуют в получении конечной функции. Итак, существует два столпа: это безопасность и развитие. Поскольку практически все государственные институты нашей страны созданы и функционируют во исполнение именно этих национальных интересов России, то, соответственно, важнейшими направлениями деятельности и сотрудничества с религиозными общинами являются, с одной стороны, противодействие вызова угрозам российской государственности, в том числе исходящей из религиозной среды нашего общества. На пленарном заседании мы уже об этом слышали, и мы видели, что очень важные чиновники, руководители государства, государственных институтов присутствовали и уделили внимание нашему Форуму.

Итак, противодействие вызовам и угрозам. Это в рамках безопасности. А с другой стороны, это развитие человеческого потенциала как главного ресурса страны. Чем лучше развиты наши граждане, тем лучше развито наше государство, тем выше потенциал развития нашего государства. Поскольку на этом Форуме я представляю «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования», то я хотел бы раскрыть эту тему на примере российского мусульманского сообщества. Но начал бы я со второй задачи – с развития человеческого потенциала россиян, которая решается в двух ипостасях. Каких? Нет, не деньги и не власть. Может, вы подумали об этом? Он решаются через фактор воспитания и образования. Вот два столпа, две основы, для того чтобы дать государству, стране полноценного гражданина. В свою очередь в воспитательном и образовательном процессах индивидуума всегда участвует культурологическая среда его обитания, которая состоит, как правило, из следующих институций: это семья, это школа и это социум. До сегодняшнего дня были вот эти три институции, и через них воспитывали и образовывали подрастающее поколение, поколение, которое должно сменить своих учителей. Эти три институции участвуют в формировании таких важных установок человеческого сознания, которые существенным образом влияют на поведение жителей страны. Вот четыре фактора, которые закладываются, программируются, форматируются в сознании у нашего гражданина. Это менталитет. Культурологическая среда еврейской общины существенно отличается от культурологической среды чеченской общины. Тут разбавляли анекдотами и интересными вещами, позволю и себе. В Чеченскую войну на блокпосту русский задержал еврея и чеченца и дал приказание отвезти в лес и их расстрелять. Вот их ведут на расстрел. Чеченец говорит еврею: «Давай убежим». А он говорит: «А хуже не будет?» Поэтому культурологическая среда влияет на менталитет обязательно. В исламе уделяется внимание четырём факторам анализа мировоззрения: это дифференциация, дивергенция, конвергенция и интеграция.

То есть, всё делится - это дифференциация, всё раздвигается – это дивергенция, потом всё сходится - конвергенция и потом интегрируется – складывается. Задача государственных органов, государства нашего в том, чтобы наши менталитеты максимально конвергировались, то есть имели сходимость. За рубежом, допустим, менталитет русского или чеченца, или еврея не был бы отличен, и зарубежные наши товарищи или коллеги, как говорит Президент Путин, нас не могли отличить.

Второй фактор – это дееспособность. Очень сильный фактор. Несколько лет назад я встречался с отставным руководителем Моссад, который сказал мне, что - у нас ним был большой спор - «мы, евреи, более дееспособны, чем арабы, поэтому мы побеждаем». Какая-то доля истины в этом есть. Дееспособность - это очень сильный фактор. Как его воспитывать? Как дать образование по дееспособности? Если с самого начала не заложить в молодое поколение целеустремлённость, нацеленность, чтобы дееспособность была на уровне и, как уважаемые предыдущие коллеги говорили, чтобы не было бомжей у нас из-за слабой дееспособности. Мышление – абсолютно сильный фактор. Чем выше качество мышления человека, который имеет четыре степени, четыре уровня мышления, вы знаете, да? Самый первый уровень – это уровень, например, две женщины встречаются: «Она сказала это, а я ей это ответила, а он так сказал…» - это первый уровень. Второй уровень называется причинно-следственный или оценочный уровень: «А как он это расценил, а как он на это посмотрел, а что по этому поводу было сказано».

Третий уровень – это уровень формул, то есть ёмкостных таких семантических нагрузок, неких терминов. Вместо того, чтобы сказать «фигура образована тремя отрезками прямых, соединённых последовательно», говорят «это треугольник», то есть ёмкость. И самый высший, который в идеале мыслит концепциями, парадигмами, принципами и т.д. Развивать мышление нужно для нас, россиян. И интенция. Интенция, вы знаете, желание: что хочу, что мне интересно и т.д. Если мы можем держать эти четыре параметра в некоторых рамках, то государственная политика может считаться успешной. Все проблемы у нас от того, что дееспособность, мышление, интенции и менталитет выходят за рамки. Отсюда появляется радикализм, экстремизм, терроризм и т.д. Вот как их удержать? Для этого мы обычно и собираемся и даже на сегодняшний форум собрались. Надо сказать, что российские государственные институты достаточно успешно сотрудничают с исламскими религиозными организациями страны, а через них и с самими мусульманами, реализуя множество социально значимых проектов, начиная от волонтёрских и донорских движений и заканчивая конкурсными проектами, раскрывающими таланты и способности исламской молодёжи. Однако, об этом говорили и выступавшие до меня. Сейчас я перехожу к квинтэссенции, к самой сущности, как говорят мои уважаемые коллеги, цинусу. В нынешнюю эпоху стремительного развития информационно-коммуникативных технологий культурологическая среда, обращаю ваше внимание, влияющая на человека, значительно расширяется с помощью интернета и персональных гаджетов. Фактически планета становится свидетелем возникновения новой, уже четвёртой, общественной институции, а именно цифровой интерактивный социум. Если первые три – семья, школа и социум общественный контролировался как-то государством, то теперь уже этот фактор, этот социум цифровой в интернете практически не контролируется, хотя в некоторых странах пытаются ввести запреты различные, ограничения. Иран возьмём, Китай и другие государства. Лимиты и запреты, это хорошо известно, никогда не решают подобного рода проблемы и создают лишь трудности в развитии общества. Надо прямо сказать, что наиболее уязвимыми оказались в этом плане мусульмане России.

Именно на них направили свою подрывную деятельность недружественные России силы. Так вот, применительно к исламскому сообществу нашей страны, они выбрали три направления создания вызовов и угроз российской государственности: дебилизация ислама, радикализация ислама и политизация ислама. В чём заключается дебилизация ислама, то есть создание невежественного мусульманина? В навязывании ему через социальные сети, через вот эту блогосферу, примитивных, искажённых представлений об исламе. В чём заключается радикализация ислама? В том, чтобы протестное движение молодёжи, оно всегда бывает, во все времена, оно может вылиться в протестное движение хиппи или «ваньков» и т.д., а может вылиться и в терроризм, в конечном счёте. И политизация ислама, как может быть? Если навязать. Вы знаете: и религия, и идеология всегда использовались для управления людьми и захвата власти государством. Что можно противопоставить этому, и о чём беспокоится высшее политическое руководство нашей страны? Мы должны работать ровно напротив, то есть интеллектуализировать ислам, привить иммунитет ему и социализировать ислам. Недавно в России было важное событие – после нескольких лет разработки утверждена социальная доктрина российского ислама. В общем-то, «дорожная карта» для мусульман есть, осталось только по ней пройти. Об интеллектуализации ислама, иммунизации ислама и социализации ислама два года назад говорил Президент Путин, встречаясь в Уфе 25 октября 2013 года перед ведущими богословами, имамами и муфтиями России. Что нужно создать национальный корпус коранических знаний. Для того чтобы образовать.

Нужно социализировать молодёжь, для того, чтобы их воспитать в патриотическом нужном направлении. Меня просят подсократить выступление. Я уже пытаюсь ужаться. Вообще хороший принцип – ужиматься во времени и расширяться в пространстве. В заключение скажу, что наш «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования» оказывает мусульманам посильную финансовую помощь. Но то, что мы можем, чем мы обладаем, этого недостаточно для существенного, коренного изменения ситуации в стране в позитивную сторону. Слушая предыдущих ораторов, все говорили «надо отдать», а я как системный аналитик думаю: а где это взять, чтобы отдать? Надо заиметь это сначала, чтобы потом отдать. Или воспитать, или образоваться и т.д. Хорошо, что сейчас на нашем внутреннем таком фронте временно затишье, связанное с этими вызовами и угрозами. Пока действия военные идут в Сирии, в Ираке, туда эта протестная часть молодёжи уходит и там находит свою погибель. Тем не менее, жизнь не останавливается, сорняки всегда вырастают, и нужно готовиться к следующему сезону всегда, запасти ядохимикаты или удобрения, или ещё что-то. Этот процесс постоянный, он не прерывается с одним поколением, поэтому нам нужно быть готовым всегда к завтрашнему дню.