ДНПМСиТ г.Москвы

Доклады форума

"Посредническая миссия религиозных лидеров в урегулировании локальных конфликтов"

Игорь Ковалевский
Игорь Ковалевский
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России

Ни для кого не секрет, что роль религиозного фактора в жизни современного общества возросла. Причём это происходит не только в тех странах, в которых религиозные традиции достаточно сильны. Даже в секулярной Европе роль религиозного фактора всё равно возрастает. С другой стороны, все мы являемся свидетелями социально-политического напряжения в обществе, множества не только локальных, но и глобальных конфликтов. Некоторые уже действительно можно назвать глобальными, поскольку их последствия ощущает не одна страна, а целый континент, в частности, та же самая Европа в результате сирийского конфликта – это наплыв беженцев. Так вот, эта социально-политическая напряжённость привела к тому, что религиозный факторчасто используется разными силами, причём силами политическими, и далеко не в благих целях. Да, часто даже искажается учение, как только что упоминалось в случае с ИГИЛ.

Религиозные организации по своей природе обязаны исполнять миротворческую роль в конфликтах и поддерживать поиск справедливого и длительного мира, ведь религия по своей природе, она охватывает сферу отношений человека с сакрум, так или иначе понимаемым в разных религиях. Но для представителей авраамических религий – христианства, иудаизма, ислама – это особо ощущается, особо актуальный призыв, связанный с миротворчеством. Ведь религии – и христианство, и иудаизм, и ислам – это религии мира, и проповеди этих религий – проповеди мира.

Задание миротворчества, к сожалению, часто является трудно исполнимым, ибо в конфликтных ситуациях трудно сопротивляться господствующим представлениям и стереотипам. Церковь всегда принципиально старается не входить в политическое измерение конфликта, а проявляет наибольшую активность в социальном и гуманитарном аспекте. Церковь также подчёркивает, что миротворчество – это не только политический процесс, а это исполнения заповеди блаженства, ангельской заповеди «блаженны миротворцы», причём миротворцы в Евангелии – это те, кто способствуют установлению мира и внешнего, и внутреннего, это те, для кого мир – это высокая ценность, выше политических амбиций. Церковь призвана пропагандировать мир именно как ценность в противостоянии с пропагандой ненависти, которая часто, к сожалению, тоже прикрывается религией. И локальные, и масштабные конфликты всегда приводят к страданиям людей и физическим, и психологическим, и духовным.

Религиозные организации призваны взять на себя обязательство помогать лицам, оказавшимся в зоне этих конфликтов, оказывая самую необходимую первую помощь. На примере католической церкви, это делают, в частности, структуры благотворительной организации «Каритас», хорошо известной во всём мире, которые в данный момент в странах Западной Европы, в той же Германии, столкнулись с новым вызовом, связанным с наплывом мигрантов, и оказывают помощь всем. Это огромная задача для каждой конкретной религиозной общины, в частности, для моей, для католической общины. Когда Папа Франциск призвал католические приходы принимать семьи беженцев, он не указывал, к какой концессии эти беженцы должны принадлежать, что принимать только христиан, в отличие от многих европейских политиков, которые как раз пытались эту конфессиональную принадлежность уже обозначать. Церковь вне политики, церковь должна больше обращать внимание на гуманитарное измерение данной проблемы. Для предотвращения и разрешения конфликтов крайне важно вести межрелигиозный и межхристианский диалог, насколько это возможно. Ведь во многих конфликтах действительно существуют попытки использовать религиозные чувства для создания напряжённости. В этом диалоге особую роль играют религиозные лидеры, которые способны, прежде всего, на этот диалог, способны разговаривать друг с другом и способны влиять на верующих, противопоставляя насилию мир. Именно религиозные лидеры должны быть теми, кто верно интерпретирует в духе традиций религиозные тексты, священные традиции, выражаясь научным языком, которые верно используют герменевтические принципы. Именно религиозные лидеры – это те, кто, имея высокий авторитет, способны доносить истинное учение тех или иных религий. Что касается рядовых верующих, то они должны иметь возможность видеть, какие лидеры вовлечены в межрелигиозный диалог, причём в то время, когда страдает всё общество и другие формы диалога просто невозможны.

Подобное свидетельство религиозных лидеров имеет огромное значение для представителей конфессий, к которым они принадлежат, но не только для них. Оно имеет значение и для представителей других конфессий и для всего общества. Межрелигиозный диалог имеет общее значение, причём этот диалог позволяет не только предотвращать, а и залечивать раны, которые возникли в результате конфликтов. Можно привести один из примеров, связанный с конфликтами в бывший Югославии. Именно Святейший Святой памяти Патриарх Павел Сербской Православной Церкви приложил огромные усилия к залечиванию ран, которые, к сожалению, в своё время появились между хорватским и сербским народами. Таких примеров в истории немало. Важно вспомнить также миротворческие усилия глав христианских конфессий, исламских и иудейских в связи с визитами Папы в Турцию и в связи с визитами Папы на Святую Землю.

Невозможно установить подлинный мир без внутреннего обращения каждого человека. Мир – это не только политическая категория, и для религиозных конфессий, это очень понятно. Мир – это ещё категория нравственная и категория духовная. Религиозные конфессии призваны, прежде всего, подчёркивать нравственный и духовный аспекты мира. Католическая церковь, в частности, говорит о необходимости обращения как первого условия стяжания подлинного мира. Это обращение в широком смысле этого слова подразумевает стремление к справедливому миру как подлинной ценности, которая превосходит наши земные амбиции. Не задача религиозных конфессий давать политические оценки тем или иным событиям, но задача религиозных конфессий помочь верующим правильно выстраивать иерархию ценностей, правильно принимать решения по тем либо иным вопросам. Это и есть то самое истинное обращение, в этом суть духовно-нравственного развития общества. Может быть, эти слова покажутся слишком евангельскими, но, мне кажется, что под этими словами готовы подписаться и представители других религий, все люди доброй воли: мир должен быть настоящей, подлинной ценностью, и религиозные лидеры именно к этому и призваны, чтобы эту ценность пропагандировать, не в угоду другим амбициям.