ДНПМСиТ г.Москвы

Доклады форума

"Особенности мотивации участников религиозных благотворительных организаций"

Священник Алексей Яковлев
Священник Алексей Яковлев
Руководитель добровольческой организации по возрождению деревянных храмов севера «Общее Дело»,
помощник начальника Московской Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого

Как заметил Владыка Пантелеимон, действительно, для верующих людей творить добро гораздо легче, и это более мотивировано. Почти 2000 лет назад апостол Павел вывел формулу мировоззрения без Бога: «Станем есть и пить, ибо завтра умрём». Так или иначе, эта формула живёт и в наши дни. Например, она может сейчас звучать так: «бери от жизни все», и, как мы с вами знаем, это реклама самого популярного во всём мире напитка.

Религиозное же мировоззрение говорит: блаженнее давать, чем принимать. Это в том числе обусловлено отношением верующего человека к собственности, согласно которому все земные блага люди получают от Бога – абсолютного их собственника, и несут ответственность за распоряжение этими благами. В этом смысле жизнь становится не потреблением, а скорее служением. Мотивация поступков определяется ценностями. Ценность – понятие общее для философии, социологии, для самых различных гуманитарных наук, но сама по себе дефиниция появилась в середине двадцатого века, а в русском языке традиционно для ценности было понятие «добродетель», которая разрабатывалась на протяжении тысячи лет, как в русском богословском миропонимании, так и вообще в христианском богословии. У религиозных ценностей имеются при этом свои отличительные особенности, и одна из них - условие, при котором ценность, т.е. добродетель, должна быть понята и оправдана с точки зрения вечного назначения человека. Другой особенностью является то, что ценности, они абсолютно постоянны, что обусловлено источником их нравственного знания, божественным откровением. Как неизменен Бог, также неизменны и ценности. Это особенно важно в наши дни, когда, например, ценность семьи, ценность уважительного отношения к старшим и многие другие ценности пересматриваются и уходят из нашей жизни. И третья особенность ценностей религиозного мировоззрения заключается в том, что в силу авторитета и достоверности источника ценности, то есть Бога, стремление к ним становится обязательным. Таким образом, религиозный человек более мотивирован к благотворительности, что обусловлено тем, что добродетель благотворительности является одним из средств восхождения к Богу и достижения вечности. Благотворительность являлась обязательной добродетелью в прошлом, неизменной она остаётся и для будущего. И ответственность за благотворительность или за её неисполнение человек несёт не только перед обществом, но и перед Богом.

Существуют самые разные формы благотворительности, и мы знаем, например, в третьем веке примеры того, как утверждалось христианство в мире. Например, в Карфагене началась эпидемия чумы в 253 году, и жители города покидали, бросали своих родных и близких, и когда они возвращались, то ожидали увидеть уже умерших, но, оказалось, что христиане города с благословенным Епископом Карфагенским, не ушли, не боясь смерти, остались ухаживать за умирающими. Кого-то выходили, кого-то погребли. И после этого события, когда они увидели поступки христиан, отношение к христианам, гонимым тогда в Империи, резко стало меняться. Добродетели благотворительности распространены везде и повсеместно, имеют самое разное применение. Одним из благотворительных проектов является «Общее дело возрождения деревянных храмов Севера». Безусловно, каждый из нас понимает, что если народ не заботится о сохранении своей культуры, он не имеет достойного будущего. В русской культуре есть два абсолютно уникальных явления: это русская иконопись и деревянное зодчество. И, если об иконописи знают во всём мире, то о деревянном зодчестве знают только по нескольким, может быть, храмам, может быть, музеям, хотя на самом деле ещё сохранилось огромное количество храмов. Те места, которые не имеют ничего подобного, каких бы то ни было аналогов во всём мире.

Деревянное зодчество находится, в первую очередь, в Архангельской, Вологодской областях. И доступность этих храмов затруднена из-за отсутствия дорог, средств коммуникации прочее. Вот, эти храмы, к сожалению, выводятся в сжатом варианте из-за особенностей воспроизведения, но каждый из них выше сорока метров, то есть больше двенадцатиэтажного дома, и построены они были, некоторые 200 лет назад, некоторые – 300 лет назад. В настоящий момент нет тех сил, которые бы их сохраняли. Когда мы говорим о нашем народе, то в советские годы народ, собственно говоря, история народа, культура народа, она сводилась к чему-то очень примитивному: балалайкам, матрёшкам и прочему. Но наш народ оставил после себя такие уникальные памятники, которые свидетельствуют о величии духа тех людей, которые жили в этой деревне, селе и оставляли после себя столь величественные постройки. И это касается не только храмов, но и домов русских, в которых жили наши предшественники. Вот один из обычных для Севера деревянных домов, в котором жила большая семья, и существует целая улица из таких домов. Это именно дома не для каких-то богатых людей, это обычные семьи жили вот в таких домах.

Сохранением этих труднодоступных памятников культуры занимаются участники проекта «Общее дело», которые на свои средства, в свой отпуск отправляются за тысячи километров по бездорожью для того, чтобы провести противоаварийные, консервационные или реставрационные работы в этих храмах.

И в этом смысле это тоже уникальная форма благотворительности, когда люди заботятся о своих детях, о своём народе, для того, чтобы наш народ видел, какие люди жили, и что они оставили на нашей земле. Проект существует 9 лет, и ежегодно количество участников экспедиций увеличивается в полтора раза. За это время было проведено около 180 экспедиций, в 132 храмах проведены противоаварийные и реставрационные работы. Во многих домах северных и северных постройках также были проведены реставрационные работы. 350 храмов было обследовано, и работы в ближайшее время будут проводиться и там. В прошлом году в проекте приняло участие только жителей Москвы более 300 человек, а в этом году уже 440 человек – это только жителей Москвы, но есть ещё и филиалы.

С этого года - проекты в Архангельске, Петербурге и других городах. Мы видим то, что мотивация верующих людей к благотворительности более глубока, и обусловлено это, в первую очередь, ответственностью не только перед людьми, но и перед Богом. Поэтому замечательно, что благотворительных обществ сейчас становится всё больше, и становится всё более разнообразной форма их работы.