ДНПМСиТ г.Москвы

Доклады форума

"Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви: межрелигиозные и межконфессиональные аспекты"

Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата

Тема моего сегодняшнего доклада «Миротворческая деятельность Русской православной церкви: межрелигиозные и межконфессиональные аспекты». Русская православная церковь насчитывает более тысячи лет своего исторического и религиозного бытия. С тех пор как в 988 году святой князь Владимир крестил Русь, началось историческое бытие Русской Православной церкви, продолжающееся по сей день.

На протяжении веков церковь играла важную миротворческую роль на всем пространстве нашего Отечества, границы которого постоянно расширялись, менялись, отечества, которое вбирало всебя все новые и новые народы, этносы, обогащалось представителями различных религиозных конфессий. На протяжении всего этого времени церковь играла миротворческую роль. Уже святой князь Владимир после своего крещения стал подлинным миротворцем и заботился о том, чтобы его страна, чтобы его отечество, все его граждане пребывали в мире и согласии. В этом году мы отмечаем тысячелетие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, и мы в течение всего года воздаем честь основателю русской государственности, человеку, благодаря которому Русь стала на тот путь, по которому идет по сей день. Одним из примеров миротворческого служения был преподобный Сергий Радонежский, семисотлетие со дня рождения которого мы отмечали в прошлом годуПреподобный Сергий был подлинным миротворцем и учеником Спасителя. Он, будучи великим подвижником, будучи основателем крупнейшего монастыря на территории Святой Руси, участвовал и в решении государственных проблем. И когда настал критический для Руси час, и святой благоверный князь Димитрий Донской собирал войско, для того, чтобы выступить на решительный для Руси бой с татаро-монгольскими завоевателями, именно преподобный Сергий был тем человеком, который благословил его на эту благородную и решительную битву, переломившую ход нашей истории. Можно привести много других примеров миротворческого служения церкви. Церковь всегда была в авангарде миротворческой деятельности. А когда наступал критический для страны час, именно представители церкви,священнослужители выходили на поле боя, для того чтобы помогать воинам, для того чтобы помогать раненым, для того чтобы давать напутствие воинам перед сражением и для того чтобы провожать в последний путь тех, кто отдал своюжизнь за спасение Отечества. После революции 1917 года Русская Православная церковь, так же, как и все другие религиозные конфессии тогдашнего Советского Союза, подвергласьжесточайшим гонениям. Почти полностью было уничтожено духовенство, епископат, священнослужители, монахи и монахини. Множество мирян стало исповедниками веры. И мы сегодня прославляем их как новомученников и исповедников, отдавших свои жизни за Христа, за истину и за свое Отечество. После Великой Отечественной войны в истории нашей страны настал новый период, когда власти ослабили гонения на церковь, и когда церкви было позволено участвовать в миротворческой деятельности. И уже в 1951 году состоялась Всесоюзная конференция сторонников мира, на которой прошла первая встреча религиозных лидеров. А в 1952 году в Троице-Сергиевой лавре под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I была создана первая Конференция представителей всех церквей и религиозных объединений в СССР. В 1969 году прошла вторая такая Конференция, а в 77-ом состоялась Всемирная конференция «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами». Новый межрелигиозный миротворческий саммит «Московская всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» прошел в 1982 году, собрав 590 делегатов из 90 стран.

Он стал кульминацией совместной миротворческой деятельности религиозных лидеров на протяжении нескольких десятилетий. Большое значение для межконфессионального диалога имели приезды в Советский Союз пастора из США Билли Грэма, сын и продолжатель дела которого присутствует сегодня между нами и выступит на настоящем Форуме. Встречи представителей церквей и религиозных объединений Советского Союза проводились еще дважды: в 86-ом и 89-ом году. Конец восьмидесятых и девяностые годы были отмечены трехсторонними усилиями Русской Православной церкви, Армянской Апостольской церкви и Духовного управления мусульман Кавказа, которые внесли большой вклад в мирное урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе. И я рад приветствовать сегодня здесь нашего дорогого друга и брата, Главу Духовного управления мусульман Кавказа Шейха-уль-Ислама Аллахшукюра Паша-заде, который также выступит на нашем форуме. Важной вехой в развитии межрелигиозного диалога стало учреждение в 1998 году Межрелигиозного Совета России. Этот орган играет важнейшую роль в координации межрелигиозного диалога и поддержании гармонии между различными конфессиями в Российской Федерации. Межрелигиозный Совет России позволяет лидерам традиционных религий сообща реагировать на вызовы современности. Показательно, что в большинстве случаев позиции наших религий оказываются или полностью идентичны, или весьма близки одна к другой.

С 2003 года Русская Православная церковь участвует в съездах лидеров традиционных и мировых религий, проводимых Правительством Республики Казахстан в Астане. В марте 2004 года под эгидой Межрелигиозного Совета России в Москве прошел Второй межрелигиозный миротворческий форум, участники которого приняли решение учредить Межрелигиозный Совет СНГ. Сопредседателями его стали Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и присутствующий здесь Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Паша-заде. Значимым событием стало проведение в Москве в июле 2006 года крупнейшего саммита религиозных лидеров, приуроченного к председательству России в Большой восьмерке. Главной темой форума стало противостояние экстремизму и терроризму. На конференцию прибыли около 200 делегатов из 49 стран. Среди участников были главы четырех православных церквей, главы древних восточных церквей, представительная делегация Ватикана, лидеры иудейских, буддийских и мусульманских организаций. Исламские страны были представлены на саммите очень широко. По итогам саммита главам стран-членов Большой восьмерки было адресовано совместное послание религиозных лидеров.

Русская Православная церковь вот уже много лет является участником деятельности авторитетных международных межрелигиозных организаций, среди которых Всемирная конференция «Религии за мир». Не один десяток лет насчитывает история отношений возглавляемой раввином Артуром Шнаером организации «Призыв совести». Представители Русской Православной церкви регулярно выступают на международных межрелигиозных форумах. Особенно актуален для нас сегодня диалог с исламом. Он реализуется в рамках совместных рабочих групп с мусульманами Ирана, с Управлением по делам религий Турции, с другими мусульманскими организациями и общинами. Мы обсуждаем вопросы противодействия экстремизму с Организацией исламского сотрудничества, мусульманскими лидерами Египта, Сирии, Ирака и целого ряда других стран. Межрелигиозное сотрудничество является важной составляющей нашего взаимодействия с Государственным управлением по делам религий и религиозными общинами Китайской Народной Республики. В нашей церкви сложились многолетние доверительные отношения с Духовным управлением мусульман Кавказа, возглавляемым Шейх-уль-Исламом Аллахшукюром Паша-заде. Сегодня существует два очень острых очага конфликта, в первую очередь, требующих совместных миротворческих усилий религий и конфессий. Это Ближний Восток и это Украина. Потенциал межрелигиозного взаимодействия использовался традиционными религиями для содействия мирному урегулированию ближних восточных конфликтов с самого начала череды скорбных событий. В 2003 году совместная межрелигиозная делегация, в состав которой входил будущий Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, посетила с миротворческой миссией Ирак. В регионе Ближнего Востока и Северной Африки, в результате так называемой Арабской весны, преследование и истребление беззащитных христиан приобрели масштаб подлинного геноцида. Боевики делают все, чтобы изгнать христиан из их собственных земель, на которых они живут целыми поколениями на протяжении вот уже двух тысяч лет.

Разрушены древнейшие храмы и монастыри, многие христиане лишены жизни, лишены имущества. В условиях войны идеология экстремистов стала весьма привлекательной для определенных групп населения. В этой ситуации как никогда важной становится координация миротворческих усилий христиан и мусульман. С этой целью Московский Патриархат регулярно включает в повестку встреч и совместных рабочих групп вопрос экстремизма под религиозными лозунгами. Мы постоянно поднимаем его на крупных международных площадках: в ООН, в ОБСЕ, на различных межрелигиозных форумах и конференциях, в общении с политическими и общественными лидерами. Важным результатом этой работы стало впервые принятое в Совете ООН по правам человека заявление в поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке. Это заявление, принятое 13 марта 2015 года, является плодом совместной работы России, Ватикана и Ливана. Также мы прилагаем усилия к тому, чтобы средства массовой информации доносили до общества тяжелейшее положение, в котором оказались христиане и многие другие религиозные общины на Ближнем Востоке. Миротворчество традиционно является одним из основных направлений сотрудничества Русской Православной церкви с инославными христианскими конфессиями. Совместный поиск путей к прочному миру осуществлялся как на площадке Всемирного Совета церквей, так и в двухсторонних контактах с различными церквами и общинами. В первую очередь это касается взаимодействия с Римско-Католической церковью, в силу того авторитета, которым пользуется Святой Престол на международной арене. Начиная с 1986 года, Русская Православная церковь принимает самое живое участие в организуемом католическим движением мирян «Община святого Эгидия» ежегодном миротворческом форуме «Молитва о мире», на котором представители христианских церквей, мировых религий, влиятельные политики и общественные деятели имеют возможность объединить усилия по преодолению разногласий между религиями и народами в целях достижения справедливого и прочного мира. Для всех христиан сегодня первоочередной задачей является установление мира на Ближнем Востоке.

Желание развивать сотрудничество в этом направлении не раз подчеркивалось со стороны различных христианских церквей. Как показала практика, большое значение здесь может иметь тесное взаимодействие между представителями Русской Православной церкви и Римско-Католической церкви при международных организациях: ООН, ОБСЕ, Совет Европы и другие. Следует отметить, что ближневосточные христианские общины весьма высоко оценивают миротворческую роль Московского Патриархата. Подтверждением этому может служить состоявшиеся в период с 2013года многочисленные встречи Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с предстоятелями церквей Ближнего Востока: Патриархом-Католикосом Ассирийской церкви Востока Мар-Дынхой IV, Патриархом Коптской церкви Тавадросом II, Патриархом Маронитской церкви кардиналом Бешарой Бутросом ал-Раи, патриархом Сиро-Католической церкви Иосифом III Юнаном, а также делегациями ближневосточных церквей. Русская церковь не раз выступала посредником в контактах глав этих церквей с высокими представителями Российского государства, традиционно небезразличному к происходящему в ближневосточном регионе. Мы очень надеемся на то, что совместные усилия представителей религиозных общин, государственной власти, международных организаций приведут к прекращению кровопролития в странах Ближнего Востока, к изгнанию террористов с тех территорий, которые ими оккупированы и на которых они совершают чудовищные зверства и злодейства. Мы очень надеемся на то, что, милостью Всевышнего, прочный мир будет восстановлен на Ближнем Востоке.

С самого начала гражданского противостояния на Украине, Русская Православная церковь неоднократно призывала к миру враждующие стороны. В настоящее время в конфликте на юго-востоке Украины удалось достигнуть перемирия. Но ситуация продолжает оставаться нестабильной. Каноническая и единственно признаваемая в православном мире Украинская Православная церковь является крупнейшей религиозной организацией Украины, объединяющей более 12 тысяч общин и миллионы людей вне зависимости от их языка, культуры и политической ориентации. Украинская Православная церковь, в отличие от односторонней и весьма агрессивной позиции некоторых других религиозных организаций в стране, сохраняет нейтралитет в гражданском и политическом конфликте, расколовшем Украину. Но нейтралитет ни в коем случае не означает безразличия. Украинская Православная церковь живет радостями и скорбями всего украинского народа. И паства Украинской Православной церкви оказалась в этом гражданском противостоянии по разные стороны баррикад. Руководство церкви не делает различия между людьми тех или иных политических ориентаций. Церковь свою миротворческую роль играет всегда и во всех такого рода конфликтах. И Украинская Православная церковь сегодня несет особое миротворческое служение на земле Украины, помогая людям пережить те беды и скорби, которые выпали на их долю. По сути дела, Украинская церковь является сегодня единственной общественной силой, обладающей реальным миротворческим потенциалом по всей территории страны. Этот потенциал удается реализовать, например, при освобождении пленных, в том числе священнослужителей иных конфессий, при доставке крупных партий гуманитарной помощи в труднодоступные прифронтовые районы конфликта. Вместе с тем, в условиях эскалации политической и общественной напряженности принципиальная миротворческая позиция Украинской Православной церкви вызывает раздражение ряда политических сил. Оказывается беспрецедентное давление на руководство ее епархий и отдельные общины в целях принудить их выступить на одной из сторон конфликта. Развернута массированная кампания клеветнического характера в средствах массовой информации по дискредитации Украинской Православной церкви с участием крупных государственных чиновников и видных публичных фигур. Пользуясь благоприятной политической конъюнктурой и поддержкой местных властей, представители раскольнической общины, так называемого Киевского Патриархата, при поддержке радикальных элементов, противозаконным, а иногда и открыто насильственным путем захватывают храмы.

И уже более 30 храмов канонической церкви захвачено раскольниками. В одном из последних случаев при захвате храма в селе Катериновка Тернопольской области правоохранительными органами было совершено массовое избиение верующих, в ходе которого многим из них, в том числе женщинам и несовершеннолетним, были нанесены серьезные травмы. Обращения в суды и к центральной власти, как правило, остаются без ответа. И захваты храмов продолжаются. Захваты храмов не могут не углублять гражданское противостояние в стране. С сожалением приходится констатировать заинтересованность некоторых радикальных политических сил на Украине в том, чтобы перевести гражданский конфликт в межконфессиональную плоскость. Учитывая пестроту религиозной карты страны и потенциально возможные векторы противостояния, развитие такого сценария могло бы иметь катастрофические последствия не только для Украины, но и для соседствующих с ней стран Европейского Союза и для России. Несмотря на те испытания, которым подвергается сегодня Украинская Православная церковь, она делом доказывает верность своей миротворческой позиции. Реакция ее общин на насильственные захваты храмов остается строго в рамках действующего законодательства и предусмотренных судебно-юридических процедур. На всей канонической территории Русской Православной церкви церковным руководством строго пресекается участие клириков в политических акциях, поощряющих противостояние, и не предоставляется благословение верующим на организацию таких акций. Более того, в отличие от раскольнических деноминаций, епископы нашей церкви на Донбассе публично отказываются принимать в пользование храмы и помещения, изъятые у других конфессий, и осуждают такие захваты. Сохранение и поддержание межрелигиозного и межнационального мира – общая задача традиционных конфессий как в России, так и за ее пределами. Только общими усилиями при сбалансированном сотрудничестве государственных и религиозных лидеров мы сможем достичь прочного мира и согласия.