ДНПМСиТ г.Москвы

Доклады форума

"Единение последователей духовных традиций на благо человечества"

Санжай лама Андрей Бальжиров
Санжай лама Андрей Бальжиров
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве

Я бы хотел, прежде всего, озвучить позицию буддизма, его влияние на российское пространство и взаимодействие с другими религиозными и государственными структурами.

Буддизм пришел на территорию современной России из Монголии и Тибета вначале 16-17 веков. Первый буддийский монастырь в Забайкайле был основан в 1741 году, и в этом же году буддизм был официально признан в качестве религии российских подданных указом императрицы Елизаветы Петровны. В 1763 году был введен пост Пандито Хамба Ламы, резиденцией которого тогда являлся Ксенодетский Датцан в Бурятии. В европейской части у нас есть храм в Петербурге, который был, первый в Европе, который был построен в 1910 году, частично на пожертвования верующих. Так же огромную помощь в постройке оказала правящая царская династия. Храм пережил все сложности войны, репрессии. В этом году он отметил столетие. В 1922 году на XI Всероссийском Съезде Буддистов в Москве было образовано Центральное Управление Буддистов РСФСР, которое пережило гонения. В 1946 году было прошение Сталину, где обозначался вклад буддистов во время Великой Отечественной Войны, чтобы буддисты могли и в дальнейшем проповедовать на территории СССР. Это было признание.

Так же, в 1970 году буддисты России входят в Буддийскую Азиатскую конференцию «За мир». Это была международная организация буддистов, стран Азии, выступающих за бережное отношение к природе, за мир и разоружение, за свободу, независимость народов, за социальную справедливость и защиту нравственных ценностей. Тогда стоял, вы знаете, вьетнамский вопрос. Поэтому это инициировалось Советским Союзом, Азиатская Буддийская конференция за мир.

Сейчас штаб-квартира находится в Улан-Баторе, Монголия, вице-президентом является наш Пандито Хамбо Лама Аюшеев Дамба. Наши представители и духовные лидеры участвуют во всех межрелигиозных государственных советах, наряду с другими религиозными лидерами. Наши религиозные центры не раз посещали наши правители, президенты. Очень большую оказали помощь в номадном хозяйстве: это овцы, поддержка сельского жителя, так же мы создали свою мастерскую, где производят свои ритуальные предметы.

Я хочу сказать, что с точки зрения буддизма, смысл жизни человека заключается в том, чтобы не совершать плохих деяний. Не осквернять своего тела, речи и ума. Если кто-то оскверняется (это называется в других религиях – порча), то в буддизме говорят, что человек осквернился. Телесным, живым, либо умственным способом. Буддизм так же включает в себя материальную помощь другим, помощь советом, уважение к другим религиозным взглядам, служение нравственным устоям, самоотверженность, правильное понимание своего долга. Свобода от привязанности к двум крайним взглядам: существованию вещей и несуществованию вещей. Обретение добродетелей, которые трудно обрести. Я бы сказал, что эту добродетель действительно трудно обрести. Ценность эта сакральна.