ДНПМСиТ г.Москвы

Доклады форума

"Человеческое достоинство как основополагающий принцип всех ценностей – всеохватывающий нормативный консенсус"

Ганун Диоп
Ганун Диоп
Генеральный секретарь Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС)

(Перевод с английского) Это панель №2, круглый стол, где мы говорим о традиционных ценностях. Я решил сегодня представить свою презентацию, которая бы говорила о различных нормативных консенсусах и различных философских аспектах. А так же о тех ценностях, моральных и духовных, которые могут стать наилучшей платформой для взаимопонимания и сосуществования друг с другом, которые исповедуют различные философские аспекты. Но все это является частью человеческого достоинства. Все это, все моральные ценности, основано на глубоких философских вопросах. Это будет основной частью нашей презентации. Она будет длиться буквально 10 минут. Я постараюсь отобразить все, что мне хотелось бы.

Сотворение по образу Божию, как основа человеческого достоинства, предполагает перспективы и факторы. Человеческое достоинство - это нечто не совсем размытое, наоборот, это опирается на ряд определенностей и на ряд святынь, которые содержатся внутри души каждого человека. Это совершенно не связано с эгоцентризмом, это совершенно не связано с какими-то вызовами. Нет, это связано с человеческим достоинством, с высоким именем человека. Достоинство – это то, что предусматривает уважение друг к другу. Человеческое достоинство - это тот принцип, который никак не умаляет достоинства прочих ценностей человеческой натуры. Здесь мы говорим о той гармонии, которая должна существовать в самом человеке и на уровне общения людей. Мы, говоря о человеческом достоинстве, говорим о том, что иногда мы не добиваемся всеобъемлющего консенсуса, хотя должны. Но это содержится в философии мира, что именно человеческое достоинство является самой важной моральной ценностью. В своей презентации я хотел бы это подтвердить. В рамках международного сообщества мы как раз хотели бы поставить во главу угла человеческое достоинство как часть веры в Господа. Я хотел бы сказать, что существуют определенные параллели в различных религиях, которые отражают человеческое достоинство, но существует некая общая платформа, некий общий диалог на уровне религий. Моральная и политическая философия предполагает это.

Эммануил Кант говорил о том, что человеческое достоинство поставлено во главу угла. Для него, как для человека, это является абсолютной ценностью. Это содержится во всех тех свободах, которые характеризуют человеческое существо. Все это увязано, все эти достоинства, с человеческим достоинством. Это самая главная часть свободы религии и свободы веры. Международная ассоциация, которую я представляю, непосредственно сфокусирована на тех ценностях, которые мы называем «свобода вероисповедания». Это не какое-то благо, которое предоставляется нам государством. Государство должно защищать эти свободы. Они универсальны и единообразны для всего мира. Это прописано в декларации прав человека в 8 главе. Это то общее правило, которым мы руководствуемся. Это отражено в большинстве национальных конституций. Более того, это связано с самой святой, с самой важной частью человеческой природы – с человеческим сознанием и человеческой совестью. Здесь мы говорим о тех свободах, которые неотделимы от свободы выражения мыслей, от свободы собрания, свободы самовыражения, права исповедовать ту или иную религию. Это ваше святое право. Вы можете отправлять все обряды вашей религии и делать все то, что сопряжено с вашей религией. Вы можете носить определенные знаки, вы можете участвовать в учениях и сами заниматься ученьями. Это – право, это самоуважение на уровне человечества, на уровне выстраивания свобод на уровне человечества. Уважения достоинства человека. Возникает вопрос: какова же основа человеческого достоинства? Последние несколько минут своей презентации я хотел бы посвятить ответу на этот вопрос. Говоря о том, почему свободы религии являются основной составной частью человеческого достоинства. Я говорю здесь о христианской традиции, том, что человек это святыня, поскольку человек был создан по образу и подобию Божьему. Это является важной отправной частью. Мы имеем свободу выбора, свободу действий, свободу совести и свободу поведения. Наши взаимоотношения с Господом это наше глубокое сознание, которым мы руководствуемся. Тем не менее, все мы принадлежим к одной и той же семье. Существует одна человеческая раса и одна общая семья людей. Но многие этого не понимают и не принимают, поэтому существует разделение, существует сегрегация. Но человеческое существо священно. Люди посещают святыни, кафедральные соборы, буддийские храмы и прочие святые места. В каждом храме присутствует дух Господа. Все это свято для любого человека. Мы должны уважать каждого человека и его выбор веры.

О чем мы говорим? Мы говорим, что нужно уважать людей, христианские традиции и любое человеческое существо, быть уважаемым. Особенно когда он находится в храме Господнем. Все то, что связано с нарушением прав человека, с унижением человеческого достоинства никак не согласуется с философией Господа. Все это взаимосвязано. Поэтому формы исключений, дискриминации, отрицания ценностей недопустимо. Все мы непосредственно связаны с Господом. Именно поэтому, согласно Новому Завету, где апостол Иоан говорит, что люди созданы по образу и подобию, и они должны любить друг друга.

Любовь – это высшее выражение между людьми. Существует две заповеди: любить Господа и любить друг друга. Господь говорит, что мы должны следовать букве и духу закона и тому, что написали наши праотцы и святые, и пророки. Это нравственные ценности. Это, чем мы живем. По образу и подобию был создан человек и, соответственно, его достоинство незыблемо. Даже если мы говорим о той бесконечности, что заложена в этом принципе, мы понимаем, что любой человек, с которым мы встречаемся должен нами уважаться. Это должно быть заложено в культуре общества.

Основа прав человека и культуры любой человеческой группы. Необходимо уважать старших. Необходимо уважать тех, кто имеет физические недостатки или умственные недостатки, уважительно относится к детям. Вот это и является основными принципами уважения человеческого достоинства. В заключении хотел бы сказать, что мы должны относиться к каждому человеку как к некой святыне. Ни в коем случае человек не должен быть унижен. Все это является частью миротворческой миссии, провозглашенной Христом. Человека не только уважают, но и любят, поскольку он был создан по образу и подобию.

Мы здесь говорим о свободе совести, говорим о свободе религии и вероисповедания. Это все ассоциировано с прочими свободами, и это должно быть свято для каждого человека. Мы имеем возможность выбора. Так же мы говорим и о том мире, который в нашей душе. Христиане имеют и другие обязанности. Они молятся за тех, у кого существуют какие-то проблемы, за тех, кого унизили, за тех, кто испытывает боль, за тех, кто пострадал, когда боролся за свободу, кто невинным был обречен на заключение. Мы должны смотреть с сочувствием и участием в глаза друг другу. Все это связано с основными человеческими морально-нравственными ценностями.